Золотистый фон

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
15.10.21 23:43

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52

София Киевская. Мозаики
14.10.21 15:39

Митр. Антоний (Паканич): Чем опасно самопревозношение
15.10.21 12:19

Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39

Покров – день, когда рай спустился на землю
14.10.21 09:42

Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
13.10.21 23:15

Как сделать так, чтобы Покров Пресвятой Богородицы был над нами всегда?
13.10.21 17:14

Значение и влияние золотого цвета

В античной мифологии к золотому относились с уважением. Цвет ассоциировали с солнцем, поэтому ценили и почитали его. Нотки золотого в интерьере помогут стать уверенным в себе, стремительно идти к намеченным целям. Цвет благоприятно влияет на развитие логики и интуиции, способен повысить самооценку, сообразительность.

При выборе оттенков, наполняющих комнату, важно, чтобы цвета не только дополняли друг друга визуально, но и подходили по характеристикам психологического воздействия. Еще основоположник медицины ‒ Авиценна доказал, что цвет может влиять на психику человека

При визуальном восприятии любой оттенок действует на бессознательную часть мозга.

Оттенок способен поднять настроение, вызвать чувство благополучия, счастья, легкости. Золотой располагает к творчеству, созиданию, улучшает мыслительные процессы, придает энергии. Цвет солнца ‒ символизирует авторитетное положение в обществе, божественный разум, достоинство, величие, честь.

Дорогой символ

Все, что мы называем золотым, сразу обретает ценность – будь то «золотые руки» мастера, «золотое сердце» матери или «золотые слова» оратора. Золото хвалили, о его символике размышляли богословы, философы, историки искусства. Как в мозаике есть разные оттенки золота, так и символика золота многообразна. 

«Из цветов цвет и из чудес чудо…». Так представлял золото Евгений Трубецкой. «Изо всех цветов один только золотой, солнечный обозначает центр Божественной жизни, а все прочие ее окружение. Один Бог, сияющий «паче солнца», есть Источник царственного света» .

Ольга Попова о смысле золота в иконописи говорила: «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Она также рассуждает о том, что чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет» .

«Это одновременно цвет и свет», – характеризует золото Ирина Языкова . А Виктор Бычков называет его одним из источников света в церковной живописи. Золотой свет излучают фон композиции, нимб святого образа и разделка изображенного в красках золотыми лучами и нитями  . Рассмотрим эти «золотые светильники» отдельно.

Золотое письмо

В древних иконах еще сохранились золотые линии, которыми могут светиться одежды, оклады книг Священного Писания, ангельские крылья, изящными прядями уложенные волосы Божьих посланников.

«Ангел Златые власы» – так называют древнерусскую икону Архангела Гавриила, при взгляде на которую душа умиляется и обращается к Небу. А ведь это лишь отблеск того праздничного образа, который был создан изначально. Фон его был совсем не зеленым, как сейчас, а блистал золотом. Остается довериться собственному воображению, чтобы представить это великолепие. Легкие золотые нити в переплетенных волнистых волосах, золотые лучи на одежде – лишь остатки драгоценного украшения этого возвышенного и печального Ангела.

Еще более светлый, лучезарный Архангел Гавриил из «Устюжского Благовещения» с радостью устремлен с благой вестью к Богородице.  На самом деле икона происходит не из Великого Устюга, а относится к новгородскому наследию. Она сверкала бы подобно солнышку, однако утратила большую часть своего золотого фона .

Совсем иной – строгий и величественный – предстает перед нами Нерукотворный Спас, где темные волосы Христа пролинованы золотистыми прядками четко и ритмично. Высокая упорядоченность и спокойная сила живут в данном образе.

Эти чудесные памятники Древней Руси принадлежат к XII веку, поистине веку золотому в культуре молодого христианского государства, и относятся к неповторимому наследию домонгольского периода.

Нельзя здесь не сказать об иконе, которую около 1130 года привезли в Киевскую Русь из Константинополя. До того, как ее вывезли во Владимир, она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода, откуда и получила свое наименование «Вышгородская Богородица». Перед нами известная всем икона Владимирской Богородицы «Умиление». Она многое повидала на своем веку, но и сегодня сияет. Золотым первоначально был ее фон, золотые ленты моделируют одеяние маленького Спасителя, золотые звезды и линии украшают мафорий Богородицы.

Очень бы хотелось называть полосы сусального золота, а также тонкие золотые лучи и нити одним красивым словом «ассист», но тогда мы повторим распространенную ошибку, неоднократно воспроизводимую в литературе. Ведь на самом деле ассист – специальный раствор, на который накладываются тонкие полоски сусального золота. Само же такое золочение иконы поверх красочного слоя называется менее благозвучным, но правильным термином – «инокопь» . 

Золота стало меньше. Почему?

Когда православная иконопись двинулась в сторону реалистической живописи, золотое пространство стало вытесняться. Этот процесс охватил все православное искусство, в том числе и на украинских землях. Стоит вспомнить такие слова Владимира Овсийчука: «Древняя поэтичность уступает место реальной повествовательности. Колористическая перемена была закономерной – искусство и наука приближались к реальной жизни, их основным объектом стали природа и человек» .

Икона «Рождества Христова» из праздничного ряда иконостаса львовской церкви Святой Параскевы Пятницы еще не утратила фонового золота. Здесь и традиционное золочение, и попытка показать окружающий ландшафт в прямой перспективе, а лики – моделировать светотенью.

Людмила Миляева размышляет: «Можно жалеть, что с конца XVI века украинская икона утратила символико-догматичную силу, которая была присуща ей раньше, с ее условными приемами мистического шифра. Но, очевидно, ход истории меняет человека, его восприятие, гамму чувств и струны, которые их вызывают… Глубоко религиозный художник никогда не сможет во время Интернета стать художником средневековья» . 

Насколько способны мы сегодняшние, утомленные и пресыщенные каждодневным визуальным потоком,  глубоко воспринять «золотой язык» церковного искусства? Это открытый вопрос. Определенно можно сказать, что золото неизменно. Красивейший материал, вплетенный в «ткань» церковного искусства, не утрачивает своей ценности и благородства со временем, сияя в нимбах, украшениях святых образов и современных иконах Православной Церкви.

Оксана Сьомак

Персоналии:

Князь Евгений Трубецкой – религиозный философ.Ольга Попова – доктор искусствоведения, специалист в сфере византийского искусства.Ирина Языкова – искусствовед, кандидат культурологии.  Виктор Бычков – доктор философских наук.Наталья Шередега – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.Владимир Овсийчук – доктор искусствоведения.Людмила Миляева – доктор искусствоведения, профессор, специалист в области украинской иконы.

1. Левчук Е. В. Приемы исполнения фаюмских портретов в технике энкаустики I–IV вв. н. э. . URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-ispolneniya-fayumskih-portretov-v-tehnike-enkaustiki-i-iv-vv-n-e2. Портрет юноши в золотом венке . URL: https://pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_5776/index.php?lang=ru3. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи . URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/dva-mira-v-drevnerusskoj-ikonopisi/ 4. Языкова И. К. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2014.5. Языкова И. К. Богословие иконы . URL: https://lib.pravmir.ru/library/book/14636. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.7. Виктор Кутковой. О нимбах . URL: https://azbyka.ru/o-nimbax8. Краткая история византийского искусства . URL: https://arzamas.academy/materials/9189. Филатов В. В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.: Просвещение, 1996.10. Икона Благовещение . URL:  http://icons.pstgu.ru/icon/276111. Древнерусское искусство домонгольского периода в Третьяковской галерее . URL: https://www.youtube.com/watch?v=epVA93U9BCM12.  Гренберг Ю. И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи: две тысячи лет эволюции. М.: ИД «Искусство», 2004.13.  Пути искусства Востока и Запада после разделения  . URL:   https://www.youtube.com/watch?v=PItn80d-KXQ14.  Геннадий Андреев, мастер, владеющий редким искусством флорентийской мозаики . URL: https://www.youtube.com/watch?v=fK23VskWiWA 15.  Овсійчук В. Українське малярство X–XVIII століть. Проблеми кольору. Львів: Ін-т народознавства НАН України, 1996.16.  Українська ікона XI–XVIII століть: Альбом / Авт. Л. Міляєва, М. Гелитович. К., 2007.17.  Інтернет-галерея українського іконопису . URL: ICON.ORG.UA18.  Православные мастерские «Русская икона» . URL: https://www.ruicon.ru19. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики… . URL: https://www.icon-art.info

В каком количестве использовать золотой?

Полностью золотая комната будет похожа на дворец или замок. Такое оформление подойдет не каждому интерьеру. Золотой в изобилие хорошо смотрится только в крупногабаритных квартирах, с высокими потолками и огромным, свободным пространством. В небольшом помещении прием использовать не рекомендуется. Желательно чтобы соотношение цветов было 1:3. Где золотой занимает третью часть от общей цветовой гаммы интерьера.


Аристократическую гостиную украшают золотые шторы с ламбрекеномИсточник modernplace.ru

Несколько правил «золотого» оформления:

  • умеренное применение цвета в интерьере;
  • в комнате как минимум должны быть 2 элемента в «золотом», единичное применение цвета не оправданно;
  • золотые вензеля на обоях сделают интерьер помпезным, иероглифы ‒ придадут восточного настроения;
  • нельзя использовать одновременно в помещении матовый и глянцевый золотой;
  • если в комнате золотые стены, предметы интерьера должны быть пастельных, приглушенных оттенков;
  • под золотые обои подойдет серая, черная, белая мебель;
  • шторы золотого тона обязательно должны быть опущенные в пол;
  • золотые однотонные шторы сами по себе выглядят насыщено, желательно выбрать полотно без рисунка, чтобы избежать перегрузки пространства;
  • количество цвета зависит от стиля комнаты.

Оттенок дорого металла приблизит помещение к царским апартаментам. Золотой в основном используется в аксессуарах и декорирующих элементах: фурнитура, текстиль.

Популярные декорации:

  • наволочки на декоративных подушках, портьеры, покрывала, плед, обивка мягкой мебели;
  • «лицевая» фурнитура: дверные, оконные, мебельные ручки, крючки, замки, ножки, полкодержатели;
  • рама на зеркале, панно, фото, картине;
  • золотой узор на обоях, кафеле;
  • статуэтки, шкатулки для драгоценностей, вазы;
  • карниз, люверсы;
  • светильники, подсвечники.

Изыскано данный цвет смотрится в хорошо освещенной комнате. Золотые блики придают пространству аристократизма и утонченности.

Золотая мозаика

Ирина Языкова заметила: «…мозаика отражает представление о Небесном Иерусалиме. Небесный Иерусалим в Книге ‟Откровения” Иоанна Богослова ведь описан как город, сложенный из драгоценных камней, чистого золота, прозрачного стекла. Это практически описание мозаики» . 

Фокус ошеломляющего эффекта мозаики, выложенной из смальты, объясняют несколькими ее особенностями. Дробление смальты дает кусочки разного размера. К тому же колотые фрагменты смальты действуют как преломляющие свет линзы. Замечательно, что мастера-мозаичисты могли выкладывать стеклянные кубики как ровно, так и под углом . Наталья Шередега задается вопросом и отвечает: «Почему они вдавлены в грунт под разными углами? Для того чтобы падающий… свет, отражаясь от них, создавал некую особую зону, наполненную сиянием прямо перед фигурами святых. Мы знаем с вами, что в убранстве храма мозаики, как правило, располагались в апсиде (самой главной алтарной части храма) и на предалтарных столбах. Все это было на криволинейных поверхностях, чтобы пространство заполнялось сияющим золотым светом» . «Нерушимая стена» киевская, Богородица Оранта в соборе Святой Софии как раз в таком золотом ореоле молитвенно возносит свои руки. Известно, что почти половину всей мозаики в убранстве Софии Киевской составляет именно мозаика золотая. (Подробнее о мозаиках великой Софии Киевской здесь.)

Посмотрите, каким высоким было мастерство автора золотофонного образа Святого Дмитрия Солунского! Большое счастье, что мы можем видеть сегодня этот мозаичный шедевр из древнего киевского собора Михайловского Златоверхого монастыря, ведь в 1935–1936 годах собор был разрушен. Эту и еще несколько мозаик удалось снять со стен храма и перенести на другую основу, перед тем как тот был снесен.

Золотой фон

Слово «фон» происходит от французского fond (дно, глубина) . Золотой фон выглядит так, будто у него дна нет. Ольга Попова заметила:  «Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона… Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная, превращается в таинство»

Исследовательница обращает внимание на такое явление, как фон «сплошной золотой, даже без линии пола или земли». Далее она продолжает: «Фигура… кажется не имеющей земной тяжести и способной к парению» [4, с

50]. А мы посмотрим на византийскую икону, где на золотом поле словно возносятся Святитель Афанасий Александрийский и преподобный Антоний Великий.

Ослепительны золотофонные иконы уже упомянутого монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Фигуры сцены Благовещения кажутся прозрачными, легко начертанными поверх пластины из чистого золота. Здесь, как и в синайской «Лествице», золото на золоте блестит. Считается, что в этой изысканной иконе такие символы, как дворец, храм, алтарь, городская стена, башня, врата и райский сад, подразумевают образ Небесного Иерусалима, «путь к которому был открыт в момент Благовещения» . 

О Небесном Иерусалиме и его художественном воплощении мы еще поговорим, когда коснемся древнего мозаичного искусства в храмовом пространстве.

Заключение

Позолота ‒ никогда не выйдет из моды. Дизайн комнаты, с использованием данного цвета, всегда запоминающийся и оригинальный. Желательно для золотых красок использовать большую комнату, в такой цвет будет более выигрышно смотреться. Главное при оформлении не переборщить с игрой контрастов и использовать оттенок драгоценного металла умеренно. Золотой редко используется для фона, исключением являются аристократические апартаменты. Обычно позолота встречается в мелких элементах декора и аксессуарах. Золотой цвет в интерьере любит ловить на себе солнечные лучи, в комнате должно быть достаточно освещения. Лучшие цвета для сочетания: белый, бежевый, черный, коричневый, цвет красного дерева. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector