Мозаика из натурального камня

Работа с защитной пленкой

Снятие защитной пленки с холста для алмазной мозаики

Изначально холст покрыт тонкой пленкой, которая защищает липкий слой от загрязнений.

  1. Перед тем как приступить к созданию алмазной мозаики необходимо отогнуть часть защитной пленки клеевой основы схемы картины.
  2. Не стоит удалять всю защитную пленку сразу, отделяют только фрагмент в том месте, где собираются работать.
  3. По обозначению в клеточке схемы найти стразу нужного цвета и приклеить ее на свое место.
  4. Кристаллы мозаики расфасованы в пакетиках по цветам, и обозначение на пакетике (номер или символ) соответствует обозначению на холсте.
  5. Если на липкий слой попал мусор, удалить его можно при помощи пинцета, а потом протереть запачканное место влажным пальцем. Камушки в этом случае перед нанесением намазывают клеем.

Техника древнерусской мозаики полов

Различают две разновидности техник набора мозаичных полов. Первая использовалась в X столетии. Примером такого способа оформления могут служить полы Десятинной церкви. Мозаика в этом храме выложена непосредственно на черновой пол. При этом пластинки мрамора, порфира и яшмы вдавлены в довольно толстый слой известково-цемяночного раствора. Примером второго способа укладки мозаики, который начал использоваться в XI в., может служить оформление собора св. Софии в Новгороде. В этом случае площадь пола предварительно покрывалась большими плитами известняка или шифера. Далее в них делались углубления, которые и заполнялись мозаичным набором, выполненным из кубиков смальты. При использовании обеих техник мозаикой украшался не весь пол целиком, а лишь центральная его часть. Остальная площадь заполнялась керамической плиткой с цветной поливкой.

Фонтан во Владивостоке

Океанский проспект, 43

1 / 3
Константин Антипин

2 / 3
Константин Антипин

3 / 3
Константин Антипин

Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор про­екта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключительный этап работы – оформление в рамку

Оптимальный вариант оформления такого рисунка – рамка со специальным «музейным» стеклом. У него высокий процент светопропускания (99), что исключает бликование, элементы просто красиво переливаются на свету. Кроме этого, структура мозаики будет защищена от пыли.

Опытные рукодельницы делают рамки своими руками, часто с паспорту. Это трудоемкий процесс, требующий опыта и навыков, специальных инструментов и приборов, которыми нужно уметь пользоваться. Если это первый опыт выкладывания и оформления алмазной мозаики, лучше купить готовую рамку.

Картина из страз довольно тяжелая, и для нее нужно выбирать основу с плотным, прочным подрамником из МДФ или ЛДСП. Холст необходимо зафиксировать на нем с помощью клея. На поверхности рисунка не должно быть неровностей, перекосов.

Края полотна закрепляют маленькими гвоздиками или степлером. Изделие вставляют в рамку, срезают излишки холста.

Места среза ткани и соединения подрамника с рамой заклеивают обычным бумажным скотчем. Последний шаг – фиксация изделия креплениями, которые входят в набор рамки.

Видеоруководство:

Популярность алмазной мозаики, как вида рукоделия, растет. Освоить мастерство создания таких картин совсем несложно. Запаситесь терпением и всем необходимым, творите, радуйте себя, близких и друзей.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Мозаика на стену своими руками

Клей наносится на очищенную и прогрунтованную стену

Перед тем, как класть мозаику на стену, необходимо выполнить следующие действия: подготовить инструменты, материалы, рабочие поверхности.

Для самостоятельных работ понадобятся:

  • зубчатый шпатель, нож, уровень, деревянный брусок и резиновый молоток, кусачки, резиновый гладильный пресс (жесткий), терка затирочная, мокрая губка (тряпка);
  • клей на латексной основе или эпоксидный;
  • затирочный состав.

Разгладьте и уплотните получившуюся поверхность затиркой с мягким основанием

Подготовка поверхности производится следующим образом:

  • очистка от загрязнений, отслоившихся частей краски, обоев, штукатурки;
  • углубления, другие дефекты зашпаклевываются;
  • рекомендуется пройтись перед работами наждачной бумагой для отшлифовки.

Самостоятельные работы проводятся по следующей технологии:

  • под размер одной плитки наносится шпателем клеящий состав (можно наносить дополнительно на тыльную сторону мозаики с целью лучшего сцепления);
  • приложенная плитка сильно прижимается гладильным прессом, выступивший при этом клей убирается мокрой тряпкой;
  • после нанесения первого фрагмента производится разметка по его уровню дальнейшего участка стены;
  • для предотвращения сползания вниз под листом делается двойной зазор с помощью распорочных крестиков;
  • положение только что приклеенных листов регулируется слабыми ударами резинового молотка по приложенному к ним деревянному бруску (выполнимо только в течение первых 5 минут);
  • при наличии через 20 минут удаляется покрывающая бумага, срезается ножом засохший клей;
  • через сутки крестики-распорки убираются;
  • швы затираются теркой специальной затирочной смесью;
  • дополнительная обработка швов герметиком продлит срок использования мозаичной плитки, защитит ее от влаги. Все тонкости процесса укладки смотрите в этом интересном видео:

Положить мозаику – значит придать роскоши помещению. Применение материала в виде листов, соблюдение изложенной технологии – позволит домашнему мастеру качественный конечный результат.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

Художественная идея

Валентин Борисенко, руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей

Сретенский храм находится в комплексе сооружений Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: кинотеатра, школы, просветительского центра. Поэтому у него особая миссионерская задача.

Для крещения людей и в качестве перехода между светскими помещениями Центра и храмом мы построили крестильню, украшенную орнаментами и материалами, которые относят нас к первым веками христианства.

За алтарем находится небольшое пространство с изображением сюжета Крещения Господня. Мы будто видим только часть сохранившейся древней мозаики: сначала идет штукатурный фон, который становится более фактурным при приближении к иконе. Затем начинается большая плоскость колотого мрамора, который переходит в резные элементы, а потом — в мозаику из кусочков колотого мрамора. Акцент на ключевых элементах сюжета делается с помощью полудрагоценных камней, цветной и золотой смальты, дополняющих мозаику. Так при помощи иерархии материалов мы подчеркнули идею преображения земной материи в священное изображение.

Гильдия храмоздателей — профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области сакрального искусства. По вопросам сотрудничества, , Москва, 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.

Виды плитки мозаики в зависимости от материала изготовления

Керамическая мозаика.

Мозаика из керамики  зачастую используется как декор, из нее выкладывают прекрасные панно, а так же она эффектно дополнит обычную  плитку. Этот материал за счет своих характеристик может использоваться в ванных комнатах. Но все же керамику, в отличие от стекла, для поверхностей, которые постоянно контактируют с водой, лучше не использовать. Но этот материал станет отличным украшением внешней поверхности камина или печи. Ведь при обжигании керамическая мозаика переносит такой температурный уровень, который приспосабливает ее к существенной разнице температур.

Здесь существует еще один довольно смелый вариант, с которым довольно часто экспериментируют дизайнеры — это бой плитки. Работы, которые получаются в результате таких экспериментов, являются эксклюзивными и неповторимыми (см. фото).

Стеклянная мозаика.

В помещениях с высоким уровнем влажности стеклянная мозаика просто незаменима. Имея водопоглощение близко нуля (0,1%) , данный материал может быть смело использован для облицовки душевых поддонов, столешниц в ваннах, панелей и даже чаш бассейнов. Более того, существует морозоустойчивая стекломозаика, которая способна отлично эксплуатироваться под открытым небом: как элемент экстерьерных построек, декора фасадов или бассейнов.
Работая со стекломозаикой, обязательно необходимо правильно выбрать клей: он должен быть белым, без каких-либо серых примесей или комочков, иначе материал не будет достаточно прозрачным, а, соответственно, и эффектным

Если дело касается отделки поверхностей, постоянно контактирующих с водой, то важно также приобрести специальную затирку под мозаику. Обзавестись этими средствами отнюдь не трудно, так как на рынке их предостаточно

Важно знать, что изюминку стекломозаике можно придать, используя разнообразные примеси красок или пигменты (см. фото)

Каменная мозаика.

Мастера в послушные кусочки мозаики способны превратить даже натуральный камень с твердым своенравным характером (гранит, травертин, оникс, мрамор и многое др.) Чтобы мозаика такого вида эксплуатировалась как можно дольше, не утрачивая свой первоначальный вид, готовую выложенную поверхность покрывают специальным составом, который защищает камень от внешнего воздействия.
Каменная мозаика, имея множество цветов и оттенков, может превратиться в великолепные напольные декоры, панно и даже целые ковры. Под индивидуальный заказ, производители могут воплотить самые необычные фантазии заказчиков (см. фото).

Мозаика из драгоценных изделий.

Итак, здесь полет фантазии производителей ограничен только финансовыми возможностями. Существует «золотая» стекломозаика: здесь в каждый ее кусочек вложена настоящая золотая фольга (99 пробы). Другой вариант изощренной мозаики это мозаика с искусственным аквамарином. Процесс производства данного вида плитки мозаики невероятно сложен и кропотлив, но результат стоит того. Так как благодаря добавлению оксида меди, производители добиваются индивидуальности и неповторимости оттенков каждого кусочка, а  «мерцающий» эффект поверхности такой мозаики смотрится просто шикарно. Эксклюзивную дорогую мозаику производят также из натурального перламутра. На этом эксперименты в этой области не заканчиваются, количество доступных вариантов огромно. Но так как современные производители активно работают в этом направлении, то, безусловно, со временем и этот список значительно увеличится (см. фото).

Металлическая мозаика.

Если керамическая плитка, стекло и камень являются традиционным материалом для изготовления мозаики, то существуют производители, которые идут дальше: итальянская фабрика Sicis производит мозаику из настоящего металла. Процесс производства заключается в следующем: на каучуковую основу «надевается» металлический колпачок, причем  основа  не обязательно должна быть квадратной, это может быть любая геометрическая фигура. Единственное, что следует учесть любителям металлической мозаики, это то, что при уборке не стоит злоупотреблять бытовой химией, которая может несколько навредить мозаике из металла.

Читающие дети в Москве

Сущевский Вал, 49

 Russia Wikitravel

Мозаика середины 1960-х годов украшает торец бывшей фабрики «Детская книга». Здесь соединились детские и вполне себе взрослые мотивы — космиче­ские корабли и радуга, вертолеты и искусно выполненные башенные краны, красноармеец со знаменем и Спасская башня, а также читающие дети. Ниже — цитата из Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Новый застрой­щик, который перестраивает фабричное здание в жилой комплекс, намерен сохранить гигантское панно: это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.

Сфера применения

Зеркальная мозаика позволяет создать выразительное и практичное оформление любого помещения, и потому считается универсальным материалом. В современных интерьерах её используют там, где нужно решить следующие задачи:

  • Получить стильный и одновременно износостойкий декор.
  • Насытить пространство светом и зрительно его расширить.
  • Скрыть изъяны, сгладить неровности.

Мозаичная отделка из зеркал имеет прекрасный вид на любой поверхности, и в качестве детали декора, и как самостоятельная отделка стен, потолка, а иногда и пола.

Ванная

Мозаичной отделкой облицовывают различные помещения. Практичность материала объясняет то, что зеркальная мозаика в ванной встречается чаще, чем в остальных помещениях.

Глянцевый материал сделает просторнее и роскошнее даже самый маленький санузел. Декором украшают потолок и стены, облицовывают дверцы шкафчика и край зеркала. Мозаичная плитка поможет замаскировать сантехнический люк, если наклеить её на дверцу, превратив в яркий акцент.

Интересного эффекта можно добиться, если облицевать мозаикой экран ванны. Приём подходит для небольших помещений, особенно, если продублировать декор на другой поверхности.

Кухня

Стена над рабочим столом – ещё одна зона, к которой предъявляется много требований, и здесь у фартука из зеркальной мозаики имеется несколько преимуществ:

  • Эксплуатационные характеристики. Прочность, жаро- и влагостойкость, устойчивость к бытовой химии.
  • Эстетичность. Зеркальный мозаичный декор хорошо сочетается с металлическими, особенно хромированными элементами – смесителями, посудой, бытовыми приборами.
  • Разноплановость. Мозаика из зеркала на стену подходит как для классических стилей, так и для современных направлений, включая контемпорари, лофт, модерн, ар-деко, хай-тек.
  • Комбинируемость. Зеркальный фартук особенно уместен в объединённом пространстве кухни и гостиной (или столовой зоны). Панно из сотен маленьких зеркал придает студийному пространству завершённый вид.

Мозаика из битой плитки

Одна из разновидностей современной мозаики – это тренкадис. Настоящим шедевром в этой технике являются творения Антонио Гауди, а также его ученика и сподвижника – Йозепа Мария Хухоя. Именно Гауди и предписывают авторство создания этой красочной мозаичной техники.

Техника ломаной мозаики тренкадис восходит к римской штучной мозаике, но в современном исполнении для неё используются бой керамической плитки, битая посуда, осколки стеклянных бутылок. Создать мозаику в технике тренкадис вполне доступно своими руками: вспомните уроки труда в начальной школе.

Ящерица Гауди в парке Гуэль, Барселона

Простейшие орнаменты можно выкладывать без определённых схем, ориентируясь на собственный вкус и чувство гармонии.

Конечно, для создания шедевров в духе творчества Хариса Цевиса, дизайнера и художника, использующего в своих работах и технику тренкадиса в том числе, потребуются художественные способности. Но и здесь можно «выкрутиться»: в некоторых компьютерных программах для редактирования изображений, например, в PhotoShop, есть функция, позволяющая автоматически разбить изображение на локальные цветовые пятна. Настройками программы можно регулировать детализацию изображения. Обработав таким образом любую фотографию, можно распечатать изображение и использовать его в качестве эскиза.

Эскиз для мозаики можно создать из фотографии

Хорошо забытое старое: история происхождения мозаики

Мозаика долговечна, со временем краски не выцветают и не изменяются под воздействием солнечных лучей. История гласит, что самые древние орнаменты были обнаружены археологами в храмах Двуречья и датированы третьим тысячелетием до нашей эры.

В античные времена её использовали повсеместно, поскольку техника исполнения была достаточно дешёвой по сравнению с обработкой древесины или монолитных камней. В тот период мозаику часто использовали для отделки не только стен и пола, но и фасадов. Даже садовые дорожки выкладывали вычурным орнаментом.

Античная мозаика

Материалом для первых работ служила необработанная галька. Мастера выкладывали из неё не слишком выразительные контуры животных, мифологических героев и людей. Со временем была освоена техника шлифовки. Округлые камушки вытеснили элементы кубической формы – тессеры. Благодаря этому, рисунок стал чётче, а швы – меньше, мозаика приобрела привычный для нас вид.

Благодаря шлифовке камней, рисунок приобрёл привычные для нас очертания

О столешницах

Столешницы из мозаики сейчас вновь в моде. Мозаичная мебель была чрезвычайно популярна в Европе в конце XVII – начале XIX вв. Однако в музеях сохранились лишь единичные ее экземпляры, а большинство не пережило своих владельцев. Причина проста – минеральные мозаики и органическая основа совершенно не согласованы между собой по температурному коэффициенту расширения, влагопоглощению и прочности.

Для столешниц и мозаики на мебели вообще можно порекомендовать лишь три способа. Первый – пластик на жидких гвоздях или монтажном клее. Технология элементарна, красить белый ПВХ можно красками для граффити из баллончика. Но пластики держат вид не более 5-7 лет, а потом начинают растрескиваться и выгорать.

Второй – мозаика из яичной скорлупы в технике кракле. В старину ее не применяли, не было достаточно стойкого клея. Сейчас можно считать вполне апробированным на долговечность ПВА; букинисты его уже без опаски применяют для реставрации книг вместо костного или рыбьего. О мозаике из скорлупы мы далее поговорим подробнее.

Третий – из алебастрово-клеевой смеси. Хватит такой мозаики хорошо, если лет на 10 при бережном пользовании, но ее очень легко изготовить и заменить. Состав:

  • Синтетический столярный клей в порошке (который растворяется в холодной воде) – 1 вес. ч.
  • Чистая вода комнатной температуры – 4 части.
  • Строительный алебастр – 6 частей.
  • Пигмент; желательно акриловый – до нужного тона.

Отливка элементов мозаики

Клей растворяют в воде, затем порциями при перемешивании добавляют алебастр до консистенции жидкой сметаны; после этого – пигмент. В растворе клея алебастр схватывается не так быстро, как в простой воде, но замес нужно успеть затворить не более чем за 5 мин и готовить порциями по 200-300 мл.

Далее берем резиновый придверный коврик с квадратными ячейками и выливаем в него смесь, см. рис. Разравниваем резиновым шпателем. Сушка продолжается не менее 36 час. По застывании смеси коврик слегка изгибаем, и «фишки» сами вылезут из гнезд, как кубики льда из формочки.

Клеятся такие «пикселы» на ровную зашкуренную деревянную поверхность ПВА для стекла и камня (не канцелярским) или жидкими гвоздями. Алебастрово-клеевой компаунд не пачкается, поэтому дополнительной лакировки не требуется, хотя пропитка водно-полимерной эмульсией не помешает.

Особенности набора мозаики

В отличие от древних времен, когда каждый кусочек мозаики выкладывался вручную, современные производители в заводских условиях собирают из кусочков готовые к укладке матрицы. Каждая матрица представляет собой наклеенные на лист специальной бумаги (крафта) или сетки кусочки мозаики, расположенные в определенном порядке. Предназначенные для создания сложных рисунков или картин матрицы (модули) выпускаются в небольших размерах, что упрощает процесс подгонки при укладке. Обычный размер модуля 30х30 см.

Готовые модули крепятся к подготовленной поверхности с использованием специального клея для мозаики. Такой клей обеспечивает прочность сцепления мозаичной плитки с поверхностью не менее 30 МПа.

В отличие от укладки обычной керамической плитки, работа с мозаикой требует от мастера специальных навыков и тщательной подготовки поверхности. Основание под мозаику должно быть прочными и ровным, с гладкой поверхностью. При монтаже на оштукатуренные поверхности используются специальные пропитки, повышающие адгезию, а при штукатурке – армирующие добавки, повышающие прочность крепления мозаики и в дальнейшем предотвращающие образование трещин.

В случае размещения мозаики в помещениях с высокой влажностью или в прямом контакте с водой требуется предварительная гидроизоляция поверхности. Имеется достаточно большой выбор профессиональных материалов для гидроизоляции бассейнов, фонтанов, душевых и ванных комнат.

Предварительная разметка основания играет важную роль в подготовке к укладке модулей, особенно на поверхностях криволинейной формы. Учитывая сложность процесса устройства мозаичного покрытия и его длительность, следует выбирать клеящие смеси с длительным (не менее 30-60 минут) сроком пригодности к использованию после приготовления. Объем смеси для одноразового приготовления выбирается мастером на основании опыта работы с учетом сложности поверхности.

Мозаика в матричной технике

При изготовлении мозаичных панно в матричной технике, применяют куски мозаики исключительно квадратной формы, равномерного размера, без подколки. Достоинства и преимущество матричной техники заключаются в доступной стоимости, если сравнивать с техникой укладки и быстроте исполнения, так как материал не нуждается в дополнительных подколках.

Матричную мозаику легко монтировать, нужно всего лишь сберегать между швами одинаковое расстояние. В матричной технике можно собрать:

  • Напольные ковры;
  • Бордюры;
  • Растяжки;
  • Разнообразные цветовые смеси.

То есть абсолютно все виды, которые можно применить в художественной технике.

Необходимо учитывать, что при наборе в матричной технике, изображение ограничивается квадратами, поэтому, если панно большого размера, то лучше «читается» рисунок.

Что можно сделать из битого стекла?

Опытным мастерам-мозаичникам в качестве материала можно использовать не только цветное стекло. В ход идут обломки кафельной плитки, цветная галька, ракушка, яичная скорлупа, бусина, битое стекло и пр. Стеклянная мозаика своими руками, выложенная по периметру фоторамки, будет притягивать взгляды всех близких.

Выполнить мозаику из стекла своими руками на стене, можно на базе сырой штукатурки, смазанной клеем. Фрагменты мозаики, предварительно наклеенные на листы бумаги просто вдавливаются в стену. После того, как раствор схватится, бумагу удаляют с помощью влажной губки. Для заделки швов используется гипс или плиточная затирка. Для придания большей выразительности картине, в массу для затирки можно добавить колор нужного цвета.

Если нет желания или возможности приобретать готовые стеклянные фрагменты для мозаики, их рекомендуется выполнить самостоятельно. Для этого следует, вооружившись стеклорезом, подготовить кусочки необходимого размера и формы (треугольной, квадратной, прямоугольной, в виде ромба). Стекло должно быть примерно в 3 мм толщиной. Окрашивать белые модули из стекла лучше всего аэрозольной краской.

Для удобства прозрачные стёклышки рекомендуется приклеить ПВА к плёнке и распылить сверху краску. Такой метод позволит получить качественно окрашенную лицевую поверхность. Когда краска высохнет, модули можно отделить от плёнки и разложить по цветовой гамме. Для окрашивания стёкол подходит краска на масляной и спиртовой основе.

Кстати, в качестве идеи для рисунка можно воспользоваться несложными схемами для рукодельниц по вышивке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector