Запоры на гаражные ворота их виды и специфика эксплуатации: гаражный запор своими руками

Делаем запоры для распашных ворот своими руками

На сегодня существует несколько самых распространенных вариантов засовов для изготовления и монтажа своими руками.

Простой запор

Пошаговая инструкция сборки:

  • все детали для сборки механизма можно купить в Леруа Мерлен;
  • предварительно делается чертеж;
  • на раме отмечается точка для размещения запора, место его расположения в грунте и длина самого прута;
  • из нескольких металлических стержней делают две схожие детали. Длина детали выбирается такая, чтобы она смогла удержать полотно входных частей в закрытом состоянии;
  • в верхней зоне ворот привариваются короткие штыри, они облегчат спуск и подъем устройства;
  • в почву штырь забивается на такую глубину, чтобы была обеспечена защита объекта.
  • углубления следует делать с использованием садового бура, при этом соблюдается диаметральное положение относительно прутов;
  • к раме створки необходимо присоединить крючок-зацепку с помощью сварки. Он будет выполнять роль ручки для замкового устройства. С его помощью фиксируется механизм после того, как конструкция открылась.

Засов

Есть интересный способ, как сделать засов. Собирается он при помощи подручных деталей. Фиксаторы для ворот своими руками собираются из балки и 4 ручек из дерева. Данная конструкция изготавливается за 1 час. На стойки, находящиеся по вертикали, прикручиваются 2 профиля и ручки из дерева.

Чтобы конструкция получилась более прочной и надежной, необходимо вставить балку или массивную доску. В результате должен получиться механический запорный механизм.

Есть и другой метод, как собрать засовы на ворота своими руками. Для этого применяют обрезки профиля и прокат квадратной формы. Конструкцию либо привариваем, либо устанавливаем ее на болты. К калиброванному пруту, длина которого составляет 350 мм, следует приварить ручку по вертикали. От правого края при этом отступают на 200 мм.

От квадратного профиля необходимо отрезать 3 куска, их длина составит 100–200 мм. Их надо присоединить к пластине с отверстиями под крепежи с использованием сварки.

Первые две части, у которых квадратные трубки, фиксируют на соседние края створок. Через них и будет проходить прут. Он запрет ворота. В 3-ю деталь квадратного профиля заводят свободный конец для проката. Его используют для упора ручки, когда засов будет открыт. Такой вариант применяется для ворот из профнастила.

Имеется и другой метод сборки. В верхней зоне приваривают арматуру, ее диаметр – 15 см. Туда будет задвигаться другой изогнутый элемент, который фиксируется с применением анкерного стержня. Его при этом закрепляют на куске трубы необходимого диаметра. Еще одну часть устанавливают немного ниже центра. После фиксации детали дно трубки необходимо заварить.

В нем следует пропилить отверстие болгаркой, в которое вставляют каленую железную пластину. Крепление деталей производится при помощи болтов. На втором полотне нужно сделать крючок, за который будет заходить пластина в закрытом режиме ворот. Смотрите видео ниже про установку подобного запорного механизма.

Вертушка

Установка производится поэтапно:

Предварительно чертится схема размещения механизма. Затем сверху на распашные ворота устанавливается металлическая защелка. Она станет вращаться на саморезе. Его диаметр составит 8–10 мм, а шляпка должна быть шестигранной. Верхнюю защелку устанавливают, чтобы увеличить жесткость запора и предотвратить деформацию и перекручивание самих створок. Ее можно использовать и в качестве дополнительного упора.

Размер планки равен 4,5х10х200 см. Она может быть стальной или деревянной, толщина детали – примерно 5 мм и более. Длину необходимо выбирать пропорционально ширине створки. Чаще всего она составляет 2/3 ширины ворот.

Далее пошаговая инструкция выглядит следующим образом:

  1. В центральной части изнутри к одной из створок (левой) монтируется сквозной болт. Его окружность составляет 10–12 мм. Нужно отступить от края примерно на 6–10 см.
  2. Болт должен проворачиваться без усилий, и на нем фиксируются 2 шайбы.
  3. На самом полотне по всей ширине устанавливается паз-фиксатор. В его качестве используется швеллер. В нем и закрепляется планка. Швеллер стачивается при помощи клина, тогда планка попадет без труда в паз.
  4. К еще одной створке (правой) фиксируется рейка опоры. Она будет выступать за створку на 10 мм.
  5. Болты, расположенные снаружи, также стачиваются, тогда их невозможно будет открутить. При помощи этого запора можно удержать створки в закрытом состоянии даже в сильный ветер. Снаружи взломать конструкцию невозможно. Такая запорная система устанавливается и на ангарные ворота.

Аналог «Вертушки» – щеколда «Шлагбаум», она изготавливается из тех же деталей. Можно сделать ее и электромагнитной.

Для чего нужны засовы для распашных ворот

Запоры многие стараются делать самостоятельно. Это связано с тем, что такой запирающий механизм стараются прятать от посторонних глаз, что влечет за собой особую индивидуальность устройства как такового.

Конструкция засова будет зависеть от габаритов ворот и материала из которого они выполнены.

Самые важные функции, которые должен выполнять засов – это безопасность и надежность. По этой причине все чаще такие устройства делают своими руками.

Разновидности задвижек:

  • Вертушки. Такое название получили запоры, которые имеют посередине ось вращения. Во время поворота крылья такой вертушки запираются обеими створками;
  • Шлагбаумы представляют собой разновидность вертушек, но при этом ось вращения у них располагается на краю засова;
  • Шпингалеты или задвижки – самые распространённые запорные устройства. Такие затворы используют не только для запирания калиток, но и для фиксации в нужном положении створок. При необходимости эту конструкцию можно дополнить навесным замком или ушками;
  • Засовы с фиксацией используют для запирания дверей у фургонов, грузовиков;
  • Фляжные замки считаются довольно надежными и позволяют быстро закрывать ворота;
  • Запорные устройства по типу сейфа. Принцип их действия заключается в том, что створки притаиваются при повороте рукоятки и фиксируются одновременно снизу и сверху.

Практически любое из этих устройств можно изготовить самостоятельно из простых материалов.

Что можно сделать самому

Некоторые конструкции запоров и засовов для гаражных ворот могут быть собраны из подручных средств, поэтому в затраты будет входить только время на изготовление и монтаж.

Вертушка

Запорное устройство, которое называют вертушкой является довольно эффективным и простым в изготовлении. Подходит такой запорный механизм для двустворчатых распашных ворот, в некоторых случаях такой механизм используется и для калиток. Для изготовления запорного механизма понадобится металлическая планка с толщиной в 30 мм. Хорошо если планка будет доходить краями до середины каждой из дверей. Крепится планка с помощью болта к краю одной из створок. При этом наружу должна выходить гладкая часть болта, чтобы его невозможно было открутить.

По размеру всей планки монтируется несколько петель, в которые будет заходить запор. Половина из них будет направлена вверх, а другие вниз. Это делается, чтобы можно было открывать ворота вращательным движением. Для такой конструкции не предусматривается возможность открыть ворота снаружи. Это чисто внутренний вариант. Взломать такие ворота довольно сложно.

Горизонтальный ригель

Для изготовления такого запорного механизма понадобится отрезок арматуры с диаметром в 20 мм. Его длина будет зависеть от качества исполнения ворот и от их ширины. Его необходимо загнуть в форме буквы «Г». Чтобы ввести его в действие на створки необходимо приварить несколько отрезков трубы, в которую изделие будет плотно входить. Такой механизм также открывается только изнутри.

Резьбовой запорный механизм

Для изготовления резьбового запорного механизма на ворота гаража понадобится металлическая планка, о которой говорилось выше. Но ее длина должна быть больше, чем створки ворот. Одним из торцов она крепится к стене на специальное ушко. С другой стороны, ближе к концу делается отверстие в рейке под болт и в отверстии, которое будет в гаражных воротах или в стене устанавливается резьба. Дополнительно поверх резьбовой конструкции навешивается металлический кожух, который будет закрываться отдельным навесным замком, что увеличит безопасность всей конструкции. Пример такого запорного механизма можно увидеть на фото выше.

Защитный вертикальный засов

Защитные засовы применяются для того, чтобы удерживать одну из створок при открывании другой. Также прочность такого засова дает возможность обеспечить фиксацию второй створки в первой за счет шпингалета или замка. Первым делом необходимо выбрать место крепления такого вида засова. Чаще всего он располагается ближе к краю одной из створок и крепится к раме в виде металлического уголка или профильной трубы. Основной рабочий компонент похож по форме на горизонтальный ригель. Она загибается с одной из сторон, чтобы им было легче оперировать.

К раме приваривается два или три отрезка трубы, через которые будет проходить засов. Прямо под ним делается отверстие в раме и бетоне, чтобы он мог фиксировать створку за основу. Глубина, на которую делается отверстие, зависит от высоты и веса ворот. Чем они выше, тем больше необходимо углубиться. Для запорного механизма необходимо предусмотреть фиксатор, который бы удерживал его в поднятом состоянии. Для этого в верхней точке запорного механизма приваривается небольшой выступ, на который можно будет положить рукоятку засова.

Электромеханический замок

Монтаж такого механизма на гаражные ворота осуществляется в том случае, если одна из створок ворот надежно фиксируется. Производится разметка расположения запорного механизма. Сверлится отверстие под замочную скважину, которая позволит открыть замок при отсутствии питания. В торце второй створки делается отверстие под ригели электромеханического запорного механизма. Фиксировать запорный механизм сквозными болтами не совсем хорошая идея, т. к. его будет легко демонтировать, высверлив такие болты. Поэтому сверху и снизу места его крепления, необходимо приварить два небольших уголка, к которым и прикрутить замок. Далее делается подвод источника питания. В его качестве можно использовать блок питания или аккумулятор. Пример такого запорного механизма можно посмотреть в видео.

Существующие запорные механизмы

Ассортимент засовов и запоров на сегодняшний день довольно широк.

Запор на ворота из профнастила

Выбирают их по таким критериям, как: тип запирания, место размещения, эстетика, направление движения рабочего элемента. Из основных вариантов выделяются следующие виды механизмов:

  • Горизонтальные. которые бывают верхними, нижними, центральными. Место их применения – гаражные ворота.
  • Вертикальные – вариант, схожий по расположению с предыдущим.
  • Дополнительные – приспособления для калиток и дверей хоз. построек.

Располагаются конструкции либо на раме створок, либо на дверном полотне. Язычок ориентируют параллельно либо перпендикулярно.

Исходя из вкусовых предпочтений и особенностей монтажа, мастер может воспользоваться такими вариациями механизма:

Составляем подробную схему будущего изделия

Получив все необходимые измерения и подумав над количеством и размером материала, пришло время составить подробный чертеж. Для этого можете использовать уже готовые рисунки. Можно также проявить свою фантазию и инженерные способности, если таковые имеются и начертить эскиз по своему личному проекту.

А если у вас есть опыт работы с графическими компьютерными программами, можете спроектировать модель гаражных ворот в объемном изображении. Так, у вас будет наиболее полное представление о будущем изделии.

Однако, в этом случае нужно быть особо внимательным и понимать, что для распашных ворот важно правильно рассчитать силу опорных балок для рамы. Металлические стойки должны быть прочными и выдерживать нагрузку раздвижных створок. Для того чтобы конструкция была построена по правилам и прослужила не один год лучше использовать различные варианты чертежей и на их основе составить наиболее полный и подходящий под ваши параметры рисунок распашных ворот

Также с практической точки зрения удобно составить отдельные эскизы для основных частей будущих гаражных ворот

Для того чтобы конструкция была построена по правилам и прослужила не один год лучше использовать различные варианты чертежей и на их основе составить наиболее полный и подходящий под ваши параметры рисунок распашных ворот. Также с практической точки зрения удобно составить отдельные эскизы для основных частей будущих гаражных ворот.

Так, начните с оформления изображения конструкции рамы для проема гаража. Она должна состоять из четырех опорных металлических балок или уголков, на которых крепятся специальные крепежи (уши) для монтажа.

Эти закрепляющие элементы монтируются в проем, и от них зависит надежность всех гаражных ворот. Наиболее понятный и правильный чертеж рамы представлен ниже.

Чертеж рамы для гаражных ворот

Исходя из этой схемы, вам только нужно будет подставить свои замеры. После формирования эскиза рамы, приступайте к общему чертежу. На большом листе «А3» с помощью карандаша, линейки и уголка начертите схему в соответствии с полученными цифрами после замеров.

Учтите, что наиболее полная схема распашных ворот должна содержать изображение целостной конструкции, и в нижней левой части листа следует указать наименования всех деталей, их параметры, а также последовательность действий. Наиболее содержательный чертеж для примера приведен ниже.

Полный чертеж гаражных ворот

Как видите, исходя из изображения, можно с точностью до малейших частиц разработать план будущих гаражных ворот. Можете сразу же нанести пометки на места, где будут располагаться ручки, засовы и дополнительные замки.

Особое внимание уделите зазорам между элементами сооружения, они должны соответствовать нормам. В результате створки готовых гаражных ворот должны открываться плавно, а петли не издавать каких-либо неприятных скрипов. Таким образом, учитывая все эти моменты, вы сможете собственноручно составить полноценную схему распашных ворот

Главное, проведите наиболее точные замеры проема гаража перед формированием чертежа, как можно полно обдумайте все этапы работ, сформулируйте черновой вариант схемы и определитесь с нужным количеством материала

Таким образом, учитывая все эти моменты, вы сможете собственноручно составить полноценную схему распашных ворот. Главное, проведите наиболее точные замеры проема гаража перед формированием чертежа, как можно полно обдумайте все этапы работ, сформулируйте черновой вариант схемы и определитесь с нужным количеством материала.

Только решив все эти вопросы, можете приступать к составлению чистового варианта чертежа.

Внешний вид готовых гаражных ворот

Готовая конструкция должна быть целостной и учитывать возможное силовое воздействие во время пользования, поэтому уделите особое внимание подготовительному этапу. Если в процессе формирования эскизного рисунка возникнут проблемы, посмотрите дополнительные информационные источники, где, возможно, найдете дельные советы. В крайнем случае, обратитесь за помощью к компетентному инженеру

В крайнем случае, обратитесь за помощью к компетентному инженеру

Если в процессе формирования эскизного рисунка возникнут проблемы, посмотрите дополнительные информационные источники, где, возможно, найдете дельные советы. В крайнем случае, обратитесь за помощью к компетентному инженеру.

Как выбрать комплектующие (фурнитура) для откатных ворот?

Фундамент и закладная подготовлены. Теперь надо выбрать комплектующие (фурнитура) для откатных ворот:

  • направляющую для ворот (рельс) 6-7 м;
  • 2 роликовые каретки;
  • ролик концевой;
  • поддерживающие ролики;
  • верхний захват;
  • нижний захват;
  • резиновые или металлические заглушки.

Эти детали ворот лучше приобрести. Изготовление в домашних условиях требует специальных знаний и инструментов и обойдется значительно дороже, чем покупка у хорошего производителя.

Для фундамента можно воспользоваться швеллером шириной около 20 см и арматурой сечением 15 мм. Нужно порезать арматуру на метровые куски и приварить их к полкам швеллера.

4 года назад достать комплектующие (механизм) было сложно, приходилось детали заказывать в различных местах. Сейчас все проще, продаются комплекты с деталями, подогнанными друг под друга.

При выборе комплектующих (механизма) необходимо определиться с длиной балки (это направляющая для рельса). Выбирают ее из расчета 1,5 ширины ворот. Если нет места для отката, можно взять на 1/3 больше ширины ворот.

Комплектующие для ворот (механизм открытия) рассчитаны на конкретный вес, до 400 кг или же до 800 кг. Если для металлических ворот в качестве обшивки выбран профнастил, можно брать весом до 400 кг. Если выбрана трудная ковка или же для ворот был выбран тяжелый материал, то лучше взять до 800 кг.

Комплектующие (механизм) роликовые каретки могут быть с полимерными или металлическими роликами. При грамотном монтаже своими руками и аккуратном использовании они могут прослужить долго. У полимерных есть плюсы, к примеру, они менее шумные, чем металлические. Полимерные ролики изготавливаются, продаются исключительно в Украине. В Европе производятся только с металлическими роликами.

При покупке комплектующих обратите внимание на качество исполнения деталей и упаковку. Если детали сделаны грамотно, имеют фирменную упаковку, то это говорит о серьезности производителя, который делает комплектующие в больших объемах на отличном оборудовании

Остерегайтесь, если фурнитура в «кульках» с неровными краями

Это значит, что она сделана «на коленке» и предъявить претензии будет просто некому

Остерегайтесь, если фурнитура в «кульках» с неровными краями. Это значит, что она сделана «на коленке» и предъявить претензии будет просто некому.

Рассмотрим изготовление каждого из типов засовов более подробно

Устройство “Вертушки” своими руками

Вертушка – один из самых старых и популярных типов засова. Она может применяться на въездных или гаражных воротах, часто используется для запирания амбаров, сараев и других помещений, где имеются двустворчатые распашные ворота. Это самый “народный” и простой в изготовлении тип. Главное преимущество – его очень просто сделать самостоятельно.

Подобный засов для распашных ворот придется делать своими руками еще и потому, что промышленно их не выпускают. Он изготавливается отдельно для каждых ворот.

  1. Взять брус или стальную полосу (тонкий швеллер) необходимой длины. Рекомендуемая длина – примерно 2/3 ширины створки ворот, чтобы он захватывал не менее трети каждой створки для надежности. Обычно она равняется метру. Если это деревянный брус, то его толщина должна быть не менее 5 мм, если стальная полоса, то от 5 мм при ширине около 50 мм.
  2. В одной из створок, недалеко от края (60-100 мм), необходимо проделать сквозное отверстие под болт М10 – М12. Болт должен иметь широкую головку и достаточную длину (толщина ворот + толщина запорного бруса + толщина 2 шайб + место на 2 гайки).
  3. Головка болта должна быть не видна или иметь сточенные грани, чтобы ее нельзя было выкрутить снаружи.
  4. Брус или швеллер просверливается посредине и надевается на болт, закрепляясь контргайками.
  5. На обеих створках закрепляются неподвижные швеллеры, в которые брус или полоса входят при повороте. Прорези могут быть сделаны клиновидными, чтобы створки прочнее и легче притягивались при закрывании.

Данный тип засова характеризуется высокой прочностью, надежностью и прижимной способностью. К тому же он очень популярен у тех, кто стремиться делать все сам.

Толщина деревянного бруса должна для запора быть не менее 50 мм

Засов на ворота типа “шлагбаум”

Этот поворотный засов также используется часто. Он может быть изготовлен из деревянного бруса или железой полосы (швеллера).

  • Разметить отверстие на полосе под отверстие для болта М10 – М12. Отверстие делается не посредине, как в предыдущем случае, а на расстоянии 60-80 мм от одного из торцов. Длина болта рассчитывается, как и в предыдущем случае.
  • Размечается место под отверстие на створке ворот (приложив засов в двери по месту) и просверливается сквозное отверстие соответствующего диаметра. Следует учесть, что в данном случае болт несет силовую нагрузку, поэтому шляпка должны быть широкая, обеспечивая надежный упор болта.

Шляпка болта не должна выкручиваться снаружи. Поэтому она должна быть либо скрыта под покрытием, либо иметь сточенные грани

На створках делаются три захвата. Один – на той же створке, где крепится засов, рядом с торцом ворот. Второй – напротив него, возле торца второй створки, и третий – вблизи дальнего конца засова. При необходимости в нем могут быть сделаны проушины для навесного замка.

Как делается сдвижной засов для ворот

Это также очень распространенная конструкция. Когда-то такие засовы делали из дерева, но сегодня более распространенный материал – стальные полосы. Сделать его самостоятельно не сложно, имея набор инструмента и слесарные навыки.

  1. Взять стальную полосу длиной около 400 мм и шириной около 50 мм.
  2. Полоса должна двигаться в специальных пазах-направляющих. Эти направляющие можно закрепить на пластине при помощи сварки и затем засов прикрепить к створке саморезами или сваркой.
  3. После того, как засов закреплен на одной створке, на вторую закрепляется еще один паз, который и будет фиксировать вторую створку.

Данный вид засова часто снабжается дужкой для того, чтобы фиксировать его навесным замком.

Сделать самостоятельно засов типа “шпингалет”

Для засова лучше всего подойдет гладкий прут диаметром не менее 10 мм. К пруту крепится рукоятка, чтобы образовать Т-образную форму (проще всего – сваркой, но можно также просверлить в прутке отверстие, нарезать резьбу и закрутить в нее болт). Также необходимо подобрать стальную трубку с таким внутренним диаметром, чтобы поток входил в нее без задержек и люфтов.

  1. Нарезать трубку на три части – длинный (около 10 см) и два коротких (по 5 см).
  2. Приварить к одной из створок длинную трубку. На противоположной створке приварить более короткий отрезок, чтобы прут входил в него.
  3. Вставив прут в трубки до конца, на свободный конец надеть еще один короткий отрезок трубки и прикрепить сваркой. Убедиться, что ворота открываются и закрываются свободно.
  4. Чтобы в закрытом состоянии засов фиксировался, приварить металлическую пластину или уголок, фиксирующий ручку в этом положении. Можно дополнить пластину проушиной для навесного замка, чтобы фиксировать засов.

Пример второй, вертикальный засов

Общая конструкция схожа, также все сварное, есть замок, внутренний засов, со схожим секретом, но дополнительно, открывающаяся створка имеет нижний вертикального монтажа запор, который поднимается тросом, им же опускается в гнездо.

В воротах имеется скрытое отверстие, замаскированное (в районе замочной скважины, поэтому со стороны кажется, что человек просто открывает замок), в котором фигурной отверткой (в данном случае шестигранник) вращается небольшая шестерня. Она приводит в действие трос, поднимающий запор.

Эти ворота также никто не смог вскрыть, хотя попытки были. Но, честно говоря, проблем с эксплуатацией тут немного больше. Во-первых, приходится приложить усилие, чтобы запереть вторую створку, во-вторых, была ситуация – трос заело, запор не открылся.

После этого владелец подстраховался, сделал аварийный трос, которым можно вручную поднять запор, в случае аварии. Найти, где он спрятан, сложно, без инструмента его не вытянуть, а догадаться для чего он тут вовсе невозможно.

Мы рассказали это для того, чтобы Вы понимали, стандартные засовы и запоры хороши, надежны, крепки, но без использования смекалки, придумывания секретов, приложения своих рук, не все запоры смогут противостоять попыткам вторжения в Ваш гараж.

Основные модели запоров

В современном мире существует огромное количество самых разнообразных товаров и засовы для ворот — не исключение. Их основные отличия заключаются не только во внешнем виде, но и способе крепления, типе конструкции и удобстве эксплуатации. Мастера выделяют 3 основных вида таких механизмов, каждый из которых можно изготовить своими руками:

  • Горизонтальные, которые подразделяются на верхние, центральные и нижние. Горизонтальные запоры лучше всего устанавливать на ворота в гараж.
  • Вертикальные, которые также имеют 3 подраздела — верхние, центральные и нижние.
  • Дополнительные. Такие элементы чаще всего ставятся на калитки частных домов или двери хозяйственных построек.

Засовы

Направление запирания

Если получилось изготовить калитку своими руками, то установить на нее замок также не составит сложности. Устройства можно разделить на 2 основных типа по данному признаку.

Защелка на складе

Вертикальные защелки

Эффективная защелка для калитки, обеспечивающая максимально надежный запор системы. В основном этот вид запорного механизма устанавливается на распашные конструкции. Для фиксации дверного полотна в закрытом состоянии применяется ручка со стальным стержнем, который входит в выемку, сделанную в земле.

Вертикальный запор для калитки и ворот

Во врезных створках тоже используются эти шпингалеты, но в миниатюрном размере. Для фиксации сверху и снизу проема калитки устанавливают стальные ответные крепления с отверстием для стержня засова.

Но при установке запора снизу фиксация производится за счет отверстия в грунте, залитого цементной стяжкой. При желании можно установить двухстороннюю защелку на калитке.

Схема изготовления запора для калитки

Горизонтальные накладные задвижки

Это самые распространенные запорные механизмы, использующиеся в любых видах ворот и калиток. Принцип работы приблизительно тот же, как и у вертикального способа закрывания. Непосредственно щеколду делают из металлического стержня или пластины, запорного ушка и держателя. К популярным заводским моделям относится запор для калитки НОЭЗ ЗК-230-S (черный, матовый).

На фото изображена створка на даче.

Вариант установки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector