История возникновения алмазной вышивки

Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»

В России, недавно утвердившейся в статусе сильной европейской державы, эпоха просвещения ярче всего отразилась в судьбе и личности Михаила Ломоносова. Как и многие современники, он успешно совмещал естествознание и гуманитарные науки. В соответствии с идеалами эпохи энциклопедистов, Ломоносов посвящал часть своего времени занятиям искусствами, и в этой сфере также добился многого.

Часть своих исследований Ломоносов посвятил проблеме производства стекла, это направление тогда в Европе переживало бурный подъем. Вплотную к стекольному делу примыкало искусство изготовления мозаик, материалом для которых служила смальта. Это разновидность стекла, отличающаяся высокой плотностью и отсутствием прозрачности. В процессе изготовления, в смальту добавляют оксиды различных металлов, что позволяет получить множество оттенков цвета.

Какой клей использовать

Клей является одной из главных позиций в комплекте инструментов для укладки мозаики. Сетки не должны отходить от стены, это фатальный недостаток! Основной состав клея зависит от материала укладываемой мозаики, от основания и типа помещения. Особо внимательно следует подбирать клей для поверхностей, подверженных контактам с водой. Рассмотрим клей для каждого материала:

  • Керамика и керамогранит – подойдет цементный клей. Если мозаика клеится на недостаточно ровное основание, то нужно использовать эластичный состав.
  • Натуральный камень – это нежный материал, который можно испортить слишком долгой укладкой. Такую мозаичную плитку нужно класть на быстрозастывающий или реактивный клей.
  • Стеклянная мозаика на сетке – специальный клеевой раствор светлого цвета. Он может быть полиуретановым или цементным. При укладке в бассейн или душевую кабину, в клей необходимо добавить пластификатор для нужной консистенции. Данный компонент играет роль гидроизоляции. Для надежности дальнейшую затирку можно выполнить эпоксидными материалами.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы

Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов

Мозаика: что это такое, виды и происхождение

Если говорить простыми словами, мозаика – это композиция, состоящая из мелких элементов. Существует несколько версий её происхождения. По первой, если переводить дословно, это означает «посвящённая музам», по второй – разновидность кладки из маленьких камушков. Это одновременно и искусство, и художественное исполнение, и предмет отделки.

Мозаика – это идеальный вариант для отделки эксклюзивных ванных комнат

Краткое понятие таит в себе огромную палитру оттенков, фактур и материалов, которые используют в производстве мозаики. Для любителей лаконичности можно составить современный декор или повторить орнаменты древних мастеров. Это не только красивое исполнение, но и практичный вид отделки, который выбирают для эксклюзивных интерьеров.

Панно из мозаики станет настоящим украшением интерьера

Сфера применения

Зеркальная мозаика позволяет создать выразительное и практичное оформление любого помещения, и потому считается универсальным материалом. В современных интерьерах её используют там, где нужно решить следующие задачи:

  • Получить стильный и одновременно износостойкий декор.
  • Насытить пространство светом и зрительно его расширить.
  • Скрыть изъяны, сгладить неровности.

Мозаичная отделка из зеркал имеет прекрасный вид на любой поверхности, и в качестве детали декора, и как самостоятельная отделка стен, потолка, а иногда и пола.

Ванная

Мозаичной отделкой облицовывают различные помещения. Практичность материала объясняет то, что зеркальная мозаика в ванной встречается чаще, чем в остальных помещениях.

Глянцевый материал сделает просторнее и роскошнее даже самый маленький санузел. Декором украшают потолок и стены, облицовывают дверцы шкафчика и край зеркала. Мозаичная плитка поможет замаскировать сантехнический люк, если наклеить её на дверцу, превратив в яркий акцент.

Интересного эффекта можно добиться, если облицевать мозаикой экран ванны. Приём подходит для небольших помещений, особенно, если продублировать декор на другой поверхности.

Кухня

Стена над рабочим столом – ещё одна зона, к которой предъявляется много требований, и здесь у фартука из зеркальной мозаики имеется несколько преимуществ:

  • Эксплуатационные характеристики. Прочность, жаро- и влагостойкость, устойчивость к бытовой химии.
  • Эстетичность. Зеркальный мозаичный декор хорошо сочетается с металлическими, особенно хромированными элементами – смесителями, посудой, бытовыми приборами.
  • Разноплановость. Мозаика из зеркала на стену подходит как для классических стилей, так и для современных направлений, включая контемпорари, лофт, модерн, ар-деко, хай-тек.
  • Комбинируемость. Зеркальный фартук особенно уместен в объединённом пространстве кухни и гостиной (или столовой зоны). Панно из сотен маленьких зеркал придает студийному пространству завершённый вид.

Где же сейчас блокадные мозаики Фролова?

Однако, мозаики для Московского метро Владимир Фролов в Блокаду делал. Делал действительно в нечеловеческих условиях голода и холода, возможно в одиночку в  самый тяжёлый период блокады конца 1941 — начала 1942, который он не пережил. Фролов умер 3 февраля 1942.

И  из блокадного Ленинграда  мозаики для Московского метро действительно вывозили. В архивах найдены свидетельства, что 28 сентября 1942 года «три мозаичных панно для станции ЗИС» были получены «в соответствии с договором» представителем Метростроя т. Таубкиным С. Р.

Всего  стены станции «ЗиС» («Автозаводская») украшены восемью смальтовыми мозаичными панно  «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». Мозаики выполнены в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. Кроме того, для консультации приглашался академик живописи Е. Е. Лансере.  Именно над этими мозаиками В. А. Фролов работал после окончания работ над мозаиками для Павелецкой с начала 1941 года до своего последнего дня жизни в 1942-м году.

Более того, работы над мозаиками для станции ЗиС продолжились и после войны. Так газета «Ударник Метростроя» сообщает о  прибытии ещё одной мозаики в Москву из Ленинградской мастерской, где Фролов проработал до самой смерти. Его дело продолжили его ученики Малышев, Сорокин, Николаев, Грошев и другие художники Ленинградской мозаичной мастерской.

Статья 1948 о прибытии панно на станцию ЗиС. Фото Александр «Rusos» Попов

К сожалению я не нашёл фотографию  спасителя мозаик Самуила Рувимовича Таубкина. После войны он написал книгу по строительству метро. Единственное упоминание о нём я  нашёл в фельетоне Огонька. Там писали о том, что  на пенсии он вырыл под своей дачей бетонный бункер. Видимо строить тоннели было делом его жизни.

Сохранился приказ в котором «За образцовое выполнение в весьма сложных условиях… возложенного задания по командировке в Ленинград, связанной со своевременным окончанием работ Замоскворецкого радиуса», приказом № 453 инженер Таубкин С.Р., вывезший мозаики из блокадного кольца, получил благодарность и был премирован полуторамесячным окладом.   Только вдумайтесь: человек приезжает в блокадный Ленинград и вывозит мозаики!

То есть сам Фролов отправить мозаики  уже никак не мог. Таким образом памятная доска Фролову должна стоять не на Новокузнецкой, а на Автозаводской! 

Те самые блокадные мозаики Фролова для станции «ЗиС» (Автозаводская). Всего их 7.

Мозаика «Евхаристия»

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета. Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org

Современное искусство

Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.

Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.

Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.

Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47

 Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

Билеты и время работы

Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:

  1. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
  2. Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
  3. Basilica di San Vitale, via Argentario 22

Детям до 10 лет вход бесплатный.

Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.

Время работы: 09.00-19.00 с марта до 1 ноября и 09.00-17.00 с 2 ноября до марта. Выходные в Рождество и Новый год. В июле и августе Basilica S.Vitale и Mausoleo di Galla Placidia открыты по четвергам и пятницам с 21:00 до 22:45.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Фонтан во Владивостоке

Океанский проспект, 43

1 / 3
Константин Антипин

2 / 3
Константин Антипин

3 / 3
Константин Антипин

Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор про­екта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.

Мозаичные рисунки

С помощью данной облицовки можно создавать самые необычные и уникальные этюды.

Узоры и орнаменты

Многомерные, мерцающие драгоценным блеском, выложенные узоры и орнаменты, за счет бесчисленных граней, преломляют световой поток и смотрятся очень роскошно.

Геометрические фигуры

Могут занимать большой участок поверхности или располагаться акцентно. Геометрические фигуры, сформированные из множества мозаичных плиточек, наделят обстановку выразительностью, блеском и создадут определенную иллюзию.

Декоративные надписи

За счет применения художественной, смелой и необычной надписи, интерьер комнаты станет по-настоящему креативным.

Анималистичные и растительные изображения

Придадут обстановке самобытности, уникальности, создадут поистине неповторимое оформление и привнесут в дизайн новых свежих творческих идей.

Полезная информация. Мозаика из натурального камня

В производстве мозаики используют самый разный камень, начиная с природного туфа и кончая редчайшими породами мрамора и оникса. Цвет природного материала неповторим, что делает мозаичное изображение особенным. Камень можно полировать, а можно состарить — тогда цвет будет приглушенным, а края более гладкими. Их широко применяют для отделки полов, дорожек, двориков. Для ванн и бассейнов используют камни, которые не впитывают влагу.

Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны, краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются.

Стеклянная мозаика.

Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Известно, что стекло имеет сплошную структуру, а значит, неподвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Палитра венецианского cтeкла настолько разнообразна, что трудно под­дается описанию. Самая распространенная форма наборных элементов — квадратная. Существуют чипы четырех размеров:10х10, 15х15, 20х20, 25х25, 48х48, 100х100 мм толщина колеблется от 4 до 8 мм. Чем мельче чип­ы, тем детальнее будет изображение и точнее прорисовка изделия.

История мозаики берет свое начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (сетках). Модули (чипы) на листе фиксируются с помощью  сеточной ткани.

Художественная идея

Валентин Борисенко, руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей

Сретенский храм находится в комплексе сооружений Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: кинотеатра, школы, просветительского центра. Поэтому у него особая миссионерская задача.

Для крещения людей и в качестве перехода между светскими помещениями Центра и храмом мы построили крестильню, украшенную орнаментами и материалами, которые относят нас к первым веками христианства.

За алтарем находится небольшое пространство с изображением сюжета Крещения Господня. Мы будто видим только часть сохранившейся древней мозаики: сначала идет штукатурный фон, который становится более фактурным при приближении к иконе. Затем начинается большая плоскость колотого мрамора, который переходит в резные элементы, а потом — в мозаику из кусочков колотого мрамора. Акцент на ключевых элементах сюжета делается с помощью полудрагоценных камней, цветной и золотой смальты, дополняющих мозаику. Так при помощи иерархии материалов мы подчеркнули идею преображения земной материи в священное изображение.

Гильдия храмоздателей — профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области сакрального искусства. По вопросам сотрудничества, , Москва, 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.

Керамическая мозаика

Каремическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики — пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика — монопрессокоттура.

Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Каменная мозаика. В ее производстве используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно «состарить» — тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы — от круглой до неправильной. Максимальный размер — 50 X 50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).

При планировании покупки мозаики из натурального или агломерированного мрамора следует учесть, что это сравнительно мягкие материалы, при уходе за которыми нельзя использовать абразивные чистящие средства и жесткие щетки, способные оставлять на полированной поверхности царапины. Нужно избегать попадания на их поверхности кислотосодержащих жидкостей — фруктовых соков, вина, уксуса и т. д. Большинство изделий из этих материалов рекомендуется после укладки в местах с интенсивной эксплуатацией натирать специальным воском. Исключение составляют агломераты на основе кварца. Нетрадиционные материалы. Один из них — керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron — смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом — легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.

Развитие

С годами технология алмазной живописи совершенствовалась. В Средние века появился стеклярус. Именно его сегодня считают прародителем современных страз, используемых в вышивке.

В то время для работы использовалась текстильная канва, имеющая разметку для правильного расположения стеклянного декора. В работе использовали полотна из разного материала.

В нашей стране это было рукоделие для знати и придворных дам. Стеклярусом декорировали не только одежду, картины и иконы. Им оформляли аксессуары: браслеты, кошельки, шляпки.

Его активное распространение началось в XIX веке. Однако со временем данный вид рукоделия утратил свою популярность. Интерес к нему появился в прошлом веке.

Именно в это время техника стала именоваться алмазной вышивкой или методикой рисования стразами. Кто-то сравнивал ее со сверкающей живописью.

Тогда у полотна не было клеевой основы. Однако суть заключалась в том, чтобы закрыть картинку цветными элементами, подобно созданию рисунка из мозаики. В XXI веке техника постоянно совершенствовалась.

Сегодня алмазная мозаика используется для создания панно, украшения предметов интерьера, различных аксессуаров. Она продается в виде наборов для рукоделия.

Основы композиции

Мозаики Византии всегда отличались от художественных работ других государств. Целью мастеров была точная оттенков, для чего они использовали множество материалов. Основные приемы византийской мозаики:

  • золотой фон;
  • работа начиналась с нанесения контуров;
  • применение цветного стекла;
  • картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния;
  • символичность образов.

Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.

Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид. Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.

Есть несколько особенностей у византийских композиций:

  • пропагандистские цели;
  • постоянный поиск новых техник работы;
  • поздние мозаики отличались большей пропорциональностью;
  • обязательное соответствие религиозным канонам;
  • принадлежность каждой картины ее месту.

С помощью изображений мастера пытались передать народу христианские идеи. Для большей выразительности рисунков они искали новые составы материалов и технику укладки, смешивали стекло с разными веществами. В поздних образцах человеческое тело стало пропорциональным, мастера начали изображать силуэты в движении. Композиции всегда соответствовали канонам христианства, мозаики кратко символизировали Рай, Небо и земной мир. Каждую картину изображали на ее месте, подбирали подходящие образы для храмов и соборов.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Классическая венецианская терраццо

comments powered by HyperComments

История происхождения: как развивалось искусство мозаики

Вряд ли найдётся тот, кто стопроцентно пояснит происхождение слова, но то, что оно связывается с красотой укладки на поверхностях очевидно.

Самые древние мозаичные панно была найдены в культурных слоях, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры

В храмах Двуречья были обнаружены замысловатые орнаменты, основой которых были глиняные кружочки.

Известная историкам мозаичная картина называется «штандартом из Ура».

Эту картину о войне и мире выложили древние мастера. В работе они применяли раковины, красный известняк, перламутр и ляпис-лазурь

Античные времена можно даже охарактеризовать, как мозаичные, настолько велико разошлось это искусства по древним городам. Почему? Во-первых, красиво и прочно, а во-вторых, эта работа была совсем недорогой, в сравнении с обработкой монолитов.

Древние мастера быстро поняли свою выгоду: мозаика собиралась быстро, а её обработка не была сложной. Результат всегда поражал красотой, что оценивалось владельцами строения.

Первым материалом послужила необработанная речная и морская галька, которую укладывали в технике «opus barbaricum». В целом, изображение было неярким, не особенно выразительным, угадывались фигуры животных, человеческие образы.

Распространение получили мифологические сюжеты

С течением времени осваивали всё более тонкую шлифовку камня, научились его тессировать

Техника изменилась, «opus tesselatum» получалась в результате набора фрагментов. Исходным элементом был камешек формы куба, tessera.

Камни отходили в прошлое, рисунки совершенствовались, швы становились всё тоньше и тоньше, поверхность стала шлифоваться. Всё это происходило в эпоху эллинизма, когда своё активное развитие начали технологии выделки стекла. Стали использовать цветную смальту, что сделало выложенные рисунки очень реалистичными. Техника той укладки называлась «opus vermiculatum».

Набор в новой технике оставался прежним, а вот сами мозаичные элементы уменьшились, палитра обогатилась. Мозаика стала дорогим удовольствием, что объясняет среднестатистический размер полотна в 1-2 м².

В III же веке до нашей эры родилась техника «opus sectile», являющаяся прямым предком флорентийской мозаики.

Изделия выполнялись из смальты, тематика была широкой, от жанровых древнеримских до библейских сюжетов

Византийские мастера стали использовать золотую смальту. Набор позволял сделать уникальное изображение с эффектом движения и дыхания.

Достоинства и недостатки

Зеркало является привычным и проверенным декором, способным сделать интерьер более нарядным и величественным. Но зеркальное полотно из-за сложностей монтажа зачастую вынужденно ограничивается в размерах, к тому же оно требует особой аккуратности во время эксплуатации. Зеркальная мозаика – материал, позволяющий не отказываться от использования зеркала. Сохраняя декоративные возможности большой отражающей поверхности, она обладает и другими плюсами:

  • Мозаика экологична, не боится перепадов температуры и влажности, что позволяет с успехом использовать её в ванной и на кухне.
  • Материал прочный и долговечный; не требует аккуратности, как цельное зеркальное полотно, очищается стандартными средствами бытовой химии.
  • Поверхность устойчива к истиранию, при эксплуатации не теряет своих характеристик; не выцветает, не лишается блеска.
  • Невысокая цена (по сравнению с авантюриновой или перламутровой) объясняется простой и отработанной технологией производства.
  • Органично сочетается с большинством популярных стилей.
  • Подходит для отделки сложных поверхностей любого размера, при этом не остаётся видимых стыков.
  • Мозаика меняет восприятие интерьера: скрывает недостатки (неровности поверхностей), визуально увеличивает объем комнаты, делает её светлее.

Значимыми являются следующие минусы:

  • На монтаж мозаики, состоящей из отдельных кусочков, будет потрачено много времени и сил.
  • Если комната (обычно ванная) плохо проветривается и в ней регулярно повышается влажность, полотно запотевает, а со временем мутнеет.

Возрождая знания Византии на новом уровне

Ломоносову было известно об искусстве мозаики, принесенном в Киевскую Русь византийскими мастерами ещё в XI веке. Ученый был знаком с мозаичным оформлением киевских соборов — Софийского и Златоверхого. Однако, к середине XVIII века эти знания были давно забыты. Казалось, что секреты производства и обработки декоративного стекла были утрачены безвозвратно.

Технология получения широкой палитры смальт к началу XVIII века была освоена мастерами Северной Италии. Познакомившись с несколькими произведениями мозаичного искусства итальянцев, Ломоносов поставил себе цель разгадать секреты этого закрытого сообщества. Тут ученому пригодились знания в области физики и химии, полученные в период обучения в университете Марбурга и во Фрайберге, где он обучался горному делу и металлургии.

Заключение

Мозаика, по сравнению с кафелем или стеновыми панелями, всегда выигрышно смотрится в интерьере. Её применение говорит не только о благосостоянии владельцев, но и подчёркивает их эстетические предпочтения и хороший вкус.

Надеемся, что вам понравился наш обзор. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. Мы обязательно порадуем вас новой полезной информацией для ремонта.

В заключение, предлагаем посмотреть разные варианты использования мозаики в интерьере:

Watch this video on YouTube

Watch this video on YouTube

Предыдущая Отделка стенМеханизированная штукатурка стен: сокращаем время на ремонтные работы
Следующая Отделка стенКак отбелить швы между плитками – самые эффективные способы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector