Skip to main content
Темплейты для Drupal
Ирбит Свердловская область
В маленьком провинциальном городке Ирбите уживаются на одной площади Ленин и Екатерина II, соседствуют старинные купеческие дома и советские хрущевки. Здесь есть африканские страусы и река Ница. В Ирбите появился на свет первый "Урал", а в музее мотоциклов собрана уникальная коллекция мотоциклов всех времен и народов. А суровый климат среднего Урала компенсируется уютной атмосферой и колоритным обликом города.

"Урал", африканские страусы... Ирбит!

«Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности... На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка...»

Так писал об Ирбите Мамин-Сибиряк в своем романе «Приваловские миллионы». Ирбитская ярмарка прославила Ирбит на всю Россию уже в самом начале своего существования, в 1643 году. Что характерно, современный Ирбит встречает гостей огромным количеством магазинов и торговых центров. И цены очень приятные по сравнению даже с регионами центральной России, не говоря уж о московских.

Куда сходить и на что посмотреть в Ирбите

У Ирбита яркая и богатая история длиной в 385 лет (Википедия) и отличный туристический потенциал: и для любителей исторической архитектуры и музеев, и для любителей активного отдыха на природе и, конечно, для фанатов мотоциклов. В городе много музеев, можно гулять по историческому центру и разглядывать старинные здания, летом - сплавляться по реке Нице, круглый год - участвовать в мото-слетах и многочисленных покатушках.

Основные достопримечательности:

  • Драматический театр им. А. Н. Островского;
  • Музей народного быта - тут вас ждет самая большая коллекция самоваров от "Эгоиста" на 100 грамм до 415-литрового гиганта. Гостей встречают ароматным травяным чаем и блинами из настоящей русской печи.
  • Ирбитский музей изобразительных искусств – единственный в России музей гравюры и рисунка.
  • Ирбитский историко-этнографический музей - экспозиции представлены в 4 залах: природный, купеческий, славянского быта, Великой Отечественной Войны.
  • Ирбитский музей мотоциклов.
  • Фермерское хозяйство "Ирбитский страус". Кто бы мог подумать, что на Урале станут жить черные африканские страусы?
  • Памятники архитектуры в старом центре. Их в Ирбите сохранилось самое большое количество в Свердловской области (после Екатеринбурга): Пассаж (1849г.), останки Гостиного двора (1880г.), мельница купца Зязина, здание Мариинской женской гимназии, здание бывшей земской аптеки. Также сохранилось много купеческих домов.

У нас, увы, времени на все достопримечательности не хватило. Но мы на это и не расчитывали - у нас был особый повод для поездки в Ирбит. Тем не менее, мы успели прогуляться по городу и побывать в Музее мотоциклов. Ноябрь не лучшее время для знакомства с Ирбитом. Летом, когда город утопает в зелени, впечатления были бы, наверное, намного ярче.

Вид с "горы" на Ирбит. На первый взгляд довольно уныло. Но там, внизу, совсем не так мрачно :) К тому же, это окраина, центральная часть смотрится гораздо уютнее даже зимой.

В старом центре сохранилось много купеческих домов и зданий XVII-XIX веков.



Вообще, архитектура города довольно разнообразна. Есть места похожие на Санкт-Петербург с его дворами-колодцами, есть деревянные двухэтажные бараки, которые до сих пор можно встретить по всей России. Есть, конечно, и типичные советские районы, и более современные, и все это соседствует с частным сектором. За многолетнюю историю у Ирбита сформировался свой особенный облик. Фотографий города у нас получилось совсем мало, почти все время гуляли без фотоаппарата. Так что самое время перейти к основной части рассказа о нашей поездке в Ирбит.

Ирбитский музей мотоциклов

Ирбитский музей мотоциклов единственный в России имеет статус государственного: музейная коллекция уникальна, она демонстрирует основные тенденции развития мирового и отечественного мотостроения, здесь представлены модели ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии, России. Часть экспонатов можно увидеть только здесь. Музей создан на основе коллекции Ирбитского мотоциклетного завода (далее ИМЗ), официально открыт 25 июня 2004 года.

Исторические экспонаты

В историческом разделе музея представлены мотоциклетные фирмы: Royal Enfield, Vinsent H.R.D., Triumph, Honda, Harley Davidson, Gillera, Ducati, BMW, HSU, Zundapp, Norton, AJS, BSA.

Ройал Энфилд "Джей", Великобритания, 1936 г.

НСУ "601 ОСЛ", Германия, 1940 г. Использовался германской армией во время втрой мировой войны как средство связи разведки.

Цюндапп "К-500", Германия, 1940 г.

BMW R-12, Германия, 1936. Еще один представитель немецкой военной мото-техники. К 1941 году на вооружении германской армии было 36 тысяч таких машин.

BMW R-71, Германия, 1940 г. Это эталонный образец, прототип армейского М-72. В 1941 году в Москву привезли 5 таких машин, руководство страны постановило: разработать свой мотоцикл для нужд армии.

Серийные мотоциклы ИМЗ

Армейская модель М-72 с установленным пулеметом Дегтярева. Изначально предназначался только для военных нужд и в свободную продажу не поступал. Только в 1955 году М-72 стал "гражданским". С улучшенным двигателем, улучшенной коляской, усиленными рамой и колесами, в новой цветовой гамме и с надписью "Ирбит" на баке, М-72 выбрался на дороги СССР. Но все равно каждый экземпляр состоял на военном учете, а в военное время их надлежало реквизировать для нужд армии.

А это первый серийный гражданский мотоцикл М-52. Выпускался с 1955 по 1961 год в двух вариантах - с коляской и без. Всего их вышло с конвеера ИМЗ 678 штук. Они были без пулеметов, зато с модной немецкой коляской "Штайб".

М-62, 1960 г. - это первый "Урал", с этой модели мотоциклы ИМЗ получили свое имя.

ИМЗ 8.1231 "Соло-Классик", 1999 г. Серийна дорожная модель.

Экспериментальные модели

Этот хромированный красавец ИМЗ 8.123 "Цирк" создан в двух экземплярах по спецзаказу Юрия Никулина для потрясающего циркового номера "Икарийские игры". Он пользовался огромной популярностью не только в России, но и за ее пределами.

М-73 (1960 г.) считается лучшей экспериментальной моделью ИМЗ. Увы, финансирования на запуск серийного производства заводу не дали. И хотя для расширения производственной площади под эту модель снеси старинную деревеьку Подкорытово рядом с заводом, и обоудоваие закупили - не сросолсь. А потом в стране случилась перестройка и вообще все пошло наперекосяк. На месте той деревньки организовалась свалка, а 2 экземпляра лучшего детища ИМЗ из 8 выпущенных - хранятся в Ирбитском музее мотоциклов.

Опытная модель  ИМЗ 8.123 "Гель" (1995 г.) для сотрудников МВД и МЧС тоже не прижилась. Но выглядит внушительно.

Байкерские модели

В 90-е "Урал" пытался стать похижим на "Харлея", появились "Вояж", "Кобра" и "Волк", предназначенные для байкеров. Но "Вояж" был круизером, "Кобру" распробовали не сразу, а когда оценили - она уже эволюционировала в "Волка".

Красавцы "Вояж", "Кобра" и "Волк". А справа - уникальный Урал ручной сборки, на нем установлено по меньшей мере 2 рекорда, занесенных в Книгу рекордов Гиннеса.

Спортивные модели

Отдельная экспозиция музея посвящена славной истории отечественного мото-спорта. И тут есть чему подивиться: спортивные модели "Урала" выступали везде, где только можно - кроссы, ралли, кольцевые гонки самых разных уровней. И главное - побеждали, о чем свидетельствует внушительное количество кубков и медалей, представленных здесь же на стенде.

С-51, 1961 г. Экспериментальная спортивная модель для шоссейно-кольцевых гонок. Их было собрано всего 3 штуки.

Кросс-1000 - спортивная модель, на которой лучшие гонщики СССР выступали на чемпионатах России, Европы и мира.

В общем, в Ирбите стоит побывать хотя бы даже ради посещения этого музея. Это интересно!


0

Comments